По результатам проведенного конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 1) с ООО «СЕВЕРНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ТКО» заключено Соглашение № 05-66-57-174/2024 от 01.07.2024 г. об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 1) сроком на 10 лет.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является 1 июля 2024 года.
Братский район
Усть-Илимский район
Нижнеудинский район
Тайшетский район
Чунский район
Усть-Кутский район
Нижнеилимский район
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии с п.2. ст 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Если контейнерная площадка входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то обязанность по её содержанию возложена на собственников либо на управляющую организацию.
Обязанность по содержанию контейнерных площадок, по общему правилу, возлагается на органы местного самоуправления, либо на собственников контейнерной площадки (при их наличии), если контейнерная площадка входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то обязанность по её содержанию возложена на собственников либо на управляющую организацию
Для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим нормам.
Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Кроме того, для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка
Региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок, для этого в законодательстве прописана четкая процедура. Мы обязаны отреагировать на обращения, поступавшие в адрес регионального оператора по несанкционированным свалкам, выехать, составить акт, сделать фотофиксацию определить координаты, и направить уведомление собственнику земельного участка, на котором обнаружена данная свалка.
Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием в судебном порядке понесенных расходов.
Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.
С 1 января 2019 г. Услуга по обращению с ТКО перешла в разряд коммунальных, то есть на нее распространяются положения Жилищного кодекса РФ: с 1 по 10 числа каждого месяца получатели услуги обязаны вносить плату за оказанные коммунальные услуги. Если РО оказывалась услуга по обращению с ТКО, то договор считается заключенным. В случае неоплаты начисляются пени, а далее следует претензионная и исковая работа. Это предусмотрено типовой формой договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленной постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641».
В соответствии с п. 22 типовой формы договора на оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Другими словами, если физическое лицо не оплачивает услугу в течение 3 месяцев (а такого неплательщика выявляет автоматизированная система), РО передает документы на принудительное взыскание.
Каждое принудительное взыскание чревато для должника значительными дополнительными расходами – до 1500 рублей, из которых 1000 рублей составляет исполнительский сбор судебных приставов и примерно в 500 рублей обойдутся судебные расходы.
Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами учитывается при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Семьям с низкими доходами (малоимущим), лицам, имеющим право на компенсации расходов на оплату ЖКУ (льготные категории граждан: ветераны, инвалиды и др.) необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.
Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148(36) ПП №354).
Непроживание в квартире не освобождает от обязанности платить за коммунальные услуги, но иногда позволяет сделать перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием.
Зачастую понятие ТКО используется применительно к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов (опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.п.), что не соответствует определению ТКО согласно Закону N 89-ФЗ по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях.
Зачастую понятие ТКО используется применительно к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов (опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.п.), что не соответствует определению ТКО согласно Закону N 89-ФЗ по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях.
Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствует понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО — отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено обеспечение обращения региональным оператором с иными видами отходов, однако оно должно осуществляться по нерегулируемой цене (не за счет единого тарифа на услугу регионального оператора).
К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Исходя из данного понятия, принадлежность отходов, образующихся от населения, к ТКО определяется следующими критериями:
образование ТКО происходит в жилых помещениях;
образование ТКО происходит в процессе потребления физическими лицами, т.е. в процессе использования, употребления, применения продукции, вещей, благ физическими лицами в целях удовлетворения потребностей;
к ТКО относятся также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Обращаем внимание, что отходы от уборки дворов -ветки, листья и т. д., отдельно шлак от сжигания углей, навоз крупного рогатого скота, конский, мелкого рогатого скота, свиней, помет птичий, строительный мусор от капитального ремонта, не относятся к ТКО. Для вывоза требуется отдельный договор.
В соответствии с п. 30 ст. ст. 12. №99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» — деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, требует лицензирования.
При этом по смыслу ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» — термическая обработка (сжигание) является одним из способов обезвреживания отходов, в связи с этим самостоятельное сжигание потребителями образовавшихся отходов в отсутствие лицензии запрещено действующим законодательством.
При сжигании ряда ТКО образуются вредные вещества, которые попадают в воздух. При этом — сжигание является одним из способов утилизации, на основании чего, чтобы сжигать такие отходы необходимо наличие лицензии.
При перевозке ТКО необходимо наличие спец. транспорта. Этот вид деятельности также подлежит лицензированию. При перевозке ТКО необходимо наличие спецтранспорта, квалифицированных сотрудников, а также соответствие маршрутов транспортирования схемам потоков ТКО, установленных Территориальной схемой по обращению с ТКО, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской Области № 43-мпр от 29.12.2017года. Этот вид деятельности также подлежит лицензированию.